Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, которые отличаются от реальной действительности. С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем, или когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. Воображением мы пользуемся и когда занимаемся творческим процессом.

Воображение - великая сила. С его помощью можно полететь на луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо друга.

К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению знакомых изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисования, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: творческое, музыкальное. В творчество входят мечта и фантазия.

Музыкальное произведение существует в трех проекциях, а именно в виде:

1.      записанных композитором нот;

2.      живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот;

3.      взаимодействие художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя.

Слушатель может понять то, что хотели выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут выразить те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения.

 

Особенно большое значение в работе музыкального воображения играют зрительные образы. В зависимости от своего жизненного опыта 2 человека, слушающие одно и то же музыкальное произведение, могут совершенно по-разному понять и оценить его, увидеть в нем разное. Все эти особенности восприятия в музыке, ее исполнение и создание обусловлены работой воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть одинаковым даже у двух людей.